Активация
Логин: У меня нет логина! Пароль: Я не помню пароль!
Запомнить меня на этом компьютере

Доктор Плонк

На экраны кинотеатров выходит фильм-участник программы Другое кино "Доктор Плонк".

Доктор Плонк, знаменитый ученый и изобретатель, все время проводит в своей лаборатории, пытаясь постичь смысл вселенной. Дело происходит в 1907 году. Глухо-немой ассистент Паулюс не самый хороший помощник, и ясности мысли Плонка также мешают прелестная госпожа Плонк и Тиберий — пес, одержимый круглыми предметами.

В один роковой день в плонкмобиле кончается горючие, что приводит доктора Плонка к серии открытий. Спустя много вычислений Плонк приходит к выводу, что конец света наступит через 101 год. Паулюс смеется над ним, советники премьер-министра смеются над ним, премьер-министру Сталку нужны доказательства — доказательства более удобоваримые, чем неудобоваримые бесконечные вычисления... и единственное доступное доказательство находится в том самом будущем.

Плонк раздумывает. Разумеется, понятия машина и время соединяются вместе случайно! Чтобы принести доказательство из будущего, нужна машина времени! Доктор Плонк приступает к ее изобретению.
Первый эксперимент ставится на Тиберии — его отправляют на сто лет в будущее. Он благополучно возвращается. Затем наступает очередь Плонка, но Паулюс, получив слишком много пинков под зад от хозяина, включает регулятор времени в обратном направлении, и Плонк переносится на 10000 лет назад в прошлое, где на него нападают людоеды, которые пытаются приготовить его на обед.

Но Плонк непоколебим. Дальнейшие вылазки в будущее начинают открывать перед ним, какое ужасно странное место год 2007-й. Лишь немногое кажется в нем понятным бесстрашному доктору, который в конце концов находит неопровержимое доказательство того, что конец света действительно вот-вот наступит.
Но попытки предупредить соответствующие власти приводят к тому, что Плонк вступает в конфликт с законом. Добрый доктор становится разыскиваемым преступником, за которым охотится вся правоохранительная система страны. Возникает научный вопрос: умеет ли доктор Плонк бегать достаточно быстро?
ПОЧЕМУ НЕМАЯ КОМЕДИЯ (ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ?)

Доктор Плонк (фильм) был изобретен в декабре 2005 года, когда сценарист и режиссер Рольф де Хеер открыл у себя в офисе холодильник, где хранилось 20.000 футов неиспользованной кинопленки. Это был подлинный момент озарения: он наглядно представил себе, как будут выглядеть эти куски, если их пропустить через кинокамеру. Вероятно, так же ужасно, как старые немые фильмы, и вот — идея фильма, и здесь лежит половина необходимой пленки, которую не придется теперь выбрасывать на помойку.
Однако, что дает основание думать, что современные зрители пойдут смотреть старомодную черно-белую немую комедию? Разумеется, ее надо связать с современностью. Но нужно, чтобы ее фундамент находился в прошлом, что означает, что снимать все без исключения в наше время не настолько интересно. Требуются два временных периода... век минувший и век нынешний. А существует только один способ перемещаться из века в век, и это — машина времени.
Это было решено, и мысли обратились к тому, как это сделать. Чтобы получить атмосферу старого фильма, нужно снимать картину как старый фильм — с очень маленькой группой, придумывать все на месте, без освещения, снимать камерой, приводимой в движение ручкой, и на черно-белой пленке. Все это очень полезно, потому что стоит меньше, чем стоит снять фильм традиционным способом, и если этот проект придется финансировать, пусть уж у него будет очень низкий бюджет.
Потребуется очень долгий съемочный период, чтобы понять, как, во-первых, это делать, и чтобы репетировать и изобретать на съемочной площадке, потому что все трюки и спецэффекты должны будут быть сделаны внутри кадра, а не сфабрикованы с помощью монтажа или в мастерских комбинированных съемок на студии.
Чем меньше группа, тем больший можно позволить себе съемочный период. Лучше иметь кого-то, кто будет крутить ручку камеры и следить за освещением, и координатора трюков, хотя в немом кино его не было, но в наши дни надо думать о технике безопасности, а актеры больше не являются по совместительству каскадерами, как старые времена. А поскольку машина времени будет перемещать действие из прошлого в будущее и обратно, лучше иметь координатора спецэффектов, чтобы следил за облаками дыма и тому подобным. И еще человека, чтобы занимался гардеробом и реквизитом. И вероятно понадобится универсальный мастер на все руки, который будет чинить и мастерить разные вещи, когда это потребуется. Плюс, разумеется, режиссер, без него уж никак не обойтись. Вот и получается съемочная группа из шести человек, и мы будем обращаться за дополнительной помощью, когда она потребуется.
Разве это не отличный способ снимать фильм?

НЕМЫЕ АКТЕРЫ

Доктор Плонк (персонаж) был придуман, чтобы удовлетворить потребность в персонаже, который способен был бы создать машину времени в 1907 году, так что знаменитый ученый и изобретатель был логичным выбором. Примерно в это время продюсер Рольф де Хеер начал думать о том, как финансировать фильм, и о том, что нам потребуются актеры, который могли бы привести инвесторов в восторг или, по крайней мере, их заинтриговать. Может, следует населить фильм людьми, обладающими большими физическими способностями, например, пригласить бродячего актера мистера Спина, выступающего в торговом центре "Рандл" в Аделаиде, он жонглирует, ходит по канату и может собрать целую толпу. Итак, мистер Спин, он же Найджел Мартин, он же Найджел Лунги был найден, с ним переговорили, и актерский состав и персонаж доктора Плонка начал формироваться вокруг него. И действительно, инвесторы были заинтригованы идеей пригласить уличного артиста.
Затем один из инвесторов предложил актера Пола Блэкуэлла, что нас вполне устраивало, поскольку Пол прекрасно подходит для фильма такого рода, в нем сочетается большой комедийный актер и большой изобретатель (он уже работал с де Хеером 10 годами раньше). Так был создан персонаж Паулюса — глухо-немого подручного Плонка, чтобы максимально использовать все таланты Пола. Оказалось, что у Пола есть маленькая собачка по кличке Рег, помешанная на мячиках. Так был создан Тиберий.
Конечно, доктору Плонку была нужна жена, а какая жена лучше Магды Шубански, она была взята за комедийные таланты и за то, что подходила на роль, но ее приглашение сделало всех инвесторов ужасно счастливыми.
Прекрасно, когда у тебя замечательные актеры, но остается проблема, как сделать так, чтобы они играли в стиле, который верен прошлому, но выглядит правдоподобное в глазах современных зрителей. Положиться на удачу или на гений? Паулюс не может слышать. Как привлечь его внимание? Как с ним разговаривать? Красноречивыми жестами. Конец проблемы.
ИСКУССТВО КРУТИТЬ РУЧКУ КАМЕРЫ

Честное слово, это безумная мысль — попытаться использовать технику столетней давности, что бы снять современный фильм.
Была куплена 90-летняя кинокамера "Universal". Для проверки ее зарядили современной пленкой. Пленка подходит, но как навести на резкость? Есть маленькое окошко за затвором. Для того чтобы видеть изображение через пленку.
Но ничего не получается. Современная пленка не похожа на старую пленку, через нее ничего не видно, теперь на нее наносят слишком много эмульсии.
Продать камеру.

Постепенно все идеи о том, чтобы точно сдублировать прошлое, отправляются в мусорную корзину. Механизм для ручного вращения пленки приспосабливается к более современной камере. Находятся старые объективы, но они всего лишь наполовину такие старые, какие должны быть. Настоящие старые не подходят. Теперь попробуем крутить ручку.
Как быстро надо крутить, чтобы снимать 18 кадров в секунду? Или 16? Или 17? Сто лет назад пели или напевали песенки, чтобы отсчитывать время, но кто знает, что это были за песенки? А что делать, если оператор не может петь и крутить ручку одновременно?
Появляется новая технология: цифровой тахометр, чтобы выставить скорость. Затем цифровой метроном, приделанный к камере и расположенный прямо рядом с ухом оператора. Просто наберите нужную скорость, услышьте щелчок и крутите.
А пленка, черно-белая пленка, и ее обработка просто слишком дорога для бюджета, и, кроме того, уже есть 20.000 футов старой цветной пленки, срок годности которой истек еще десять лет назад. Начинаем искать еще старую пленку, сгодится все: остатки от других фильмов; пожертвования из холодильников других людей; пленка, которая продается дешево, потому что он лежала на солнце и не использовалась. Не важно, если она не совсем такая, как уже имеющаяся, сто лет назад тоже использовали самую разную пленку.
Добавьте треногу и придавите камеру чем-нибудь тяжелым сверху, чтобы свести до минимума ее движение от вращения ручки, и у вас будет оборудование для съемки фильма.
Тем временем художник Беверли сражалась с декорацией лаборатории, а так же с костюмами двух разных веков. Мы видим красный и зеленый как противоположные цвета, но на черно-белом изображении они практически одинаковы. Спустя множество снятых на цифру кадров, отпечатанных затем черно-белыми, она нашла цветовые сочетания и начала работу над декорацией (с небольшой помощью местной свалки). Когда первые пробные съемки, пришедшие из лаборатории, были показаны на экране, это было похоже... да, это выглядело как черно-белый фильм 1907 года.
КАК ВЫГЛЯДИТ МАШИНА ВРЕМЕНИ?

Машина времени может выглядеть как угодно, убедительного прецедента такого аппарата не существует. Поскольку "Доктор Плонк" — комедия, и действие ее начинается в 1907 году, и это немая комедия, где дозволительны любые глупости, трое главных архитекторов внешности и механизма машины времени (режиссер, художник и конструктор Деннис Презелло) решили немного повеселиться.
Приблизительный внешний вид был выработан посредством обмена рисунками и идеями. Затем Деннис приступил к строительству и в процессе строительства делал дополнения (в зависимости от того, какой материал он мог найти на свалке). Когда он закончил, потребовались три человека, чтобы управлять всеми функциями машины: почти ничего не было моторизовано, почти все делалось вручную.
И так же было с плонкмобилем. Первоначально по дизайну и по конструкции он не должен был быть самоходным, но искушение седлать его таковым оказалось слишком велико. "Почему ты не сказал мне об этом раньше? — сказал Деннис проклятому режиссеру. — Я бы совсем иначе его спроектировал!"
Но Деннис был способен решить поставленную задачу, и с помощью различных цепей, зубчатых колес, стартера и аккумулятора плонкмобиль стал действительно мобильным.
"И... МОТОР!"

И начались неторопливые трехмесячные зимние съемки... неторопливые из-за своей продолжительности, но еще и из-за того, что для экстерьеров не было искусственного освещения, а съемочные часы зимой вследствие этого весьма коротки.
Это был весьма своеобразный метод съемок. Для некоторых сцен требовалась съемочная группа всего из двоих человек (оператор и режиссер) и один актер (доктор Плонк), поскольку актеры сами занимались своим гримом и гардеробом. В те времена все сводилось к тому, чтобы поставить камеру в нужном месте, немного проработать действие и крутить ручку.
Был и своего рода график, но весьма гибкий — в зависимости от настроения и желания режиссера. Типичный пример — сцена 171, которая в сценарии описана всего четырьмя словами: "Полиция гонится за Плонком". Вся съемочная группа из шести человек плюс трое актеров явились снимать ее в назначенный день, но большинство из них отослали обратно, так как режиссер сказал: "У меня нет настроения снимать это сегодня". Актеры, режиссер и координатор трюков остались и провели день за тем, что уточняли, что эти четыре слова значат или могли бы значить.
Оказалось, что они значат многое: они заняли 10 съемочных дней и почти восьмую часть фильма. Эпизод погони включал в себя трамваи, пожарных, строительные леса, бочки, автомобили, балки и трюки на натянутой проволоке... как в добрые старые времена.
Только на студии съемочные дни, сокращенные с шести недель до четырех из-за расточительства эпизода погони, чем-то напоминали нормальные. Там была осветительная установка из пятисот флуоресцентных трубок, имитировавшая дневной свет (нажми на выключатель, и свет загорелся!), так что все время можно было потратить на репетиции, работы над номерами и выработку правильного комедийного ритма, не думая о технических ограничениях (звук, освещение), которые так часто присутствуют на традиционной съемочной площадке.
Хотя все делалось серьезно, актеры и группа веселились на съемках, что совершенно не похоже на обычные стрессы во время работы над фильмом.

СТАРАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Человек предполагает...
Первоначальное намерение: проявить пленку, отпечатать черно-белую рабочую копию, смонтировать ее старым способом, склеивая кусочки пленки. На самом деле: проявить пленку, отцифровать и записать на жесткий диск, ввести материал в новомодную цифровую систему для монтажа, смонтировать, почистить, обработать в черно-белое изображение, отослать жесткий диск для сканирования на негативную пленку.
Как изменились времена. Ранее, во время проверки все увидели, что даже пленка, срок годности которой истек десять лет назад, и близко не будет выглядеть так, как выглядят старые классические фильмы. Кинопленка слишком сильно изменилась, у нее большее разрешение и меньшая зернистость, объективы камеры были недостаточно старыми, и, следовательно, изображение было слишком четким.
Изображение нужно было "состарить", и как ни странно, намного более прямая дорога к этому была невозможна.
Очень простой процесс пришлось заменить крайне сложным, чтобы имитировать качество, которого раньше добивались очень простыми средствами. Еще была проблема разных временных пластов в фильме. В итоге было решено, что 2007 год будет выглядеть иначе, чем 1907, более современно, менее контрастно и не так зернисто. Слова типа панхроматический и ортохроматический передавались из уст в уста, хотя лишь немногие знали их значение. Единственным вопросом было: "Как это было выглядеть?"
В итоге фильм выглядит так, как должен выглядеть, хотя тем, кто был замешан в этом процессе, пришлось очень нелегко.

ЧЕРТ ПОБЕРИ, 85 МИНУТ!

Человек предполагает...
Первоначальное намерение: в Аделаиде находится один из лучших в мире органов фирмы "Вурлицер" — из тех, что использовались для сопровождения музыкой немых фильмов. Достаточно нажать на клавишу компьютера, и этот орган автоматически воспроизведет то, что уже было сыграно. Для фильма будет написана музыка, которая будет записана во время мировой премьеры, включая реакцию зрителей. Затем будет записан "чистый" вариант, который будет соединен и смикширован со "зрительским", чтобы контролировать уровень звука зрительного зала (быть может, смех?). Все это было бы просто и очень эффективно (и очень дешево). На самом деле: ничего подобного.
Когда запись наложили на фильм, ничего не сработало. Что бы мы ни делали с ней, фильм решительно ее отторгал. Заставить зрителей провести 85 минут в зале при молчащем органе — это было бы слишком, так что пришлось придумывать что-то другое.
Режиссер и композитор вместе работали над различными звуками, разными инструментовками. Среди прочего они услышали музыку в исполнении мельбурнского ансамбля The Stiletto Sisters, и им показалось, что он мог бы подойти по составу инструментов: скрипка, аккордеон, контрабас. В итоге было добавлено пианино для большего разнообразия, и появились The Stiletto Sisters плюс один.
Композитор возвращается в Таиланд (где он днем работает над тем, что спасает мир), сочиняет музыку по ночам, посылает генерированную на компьютере музыку электронной почтой. Хотя компьютерные инструменты звучат не так, как надо, большая часть музыки хорошо ложится на фильм. Но этой чертовой музыки нужно написать на 85 минут — намного более сложный и длинный саундтрек, чем те, которые писал раньше композитор. Крайние сроки сменяют один другой, музыка накапливается и наконец записана в студии, где все звучит правильно, прекрасно и потрясающе. К счастью, мировая премьера проходит с "живой" музыкой, потому что на этот момент еще не существует озвученной копии фильма.

22.12.2008

Возврат к списку